Пн-Пятница с 11 до 20
Москва, ул. Киевская 16

Эксклюзивные подарки
коллекционного исполнения

Авторское холодное оружие

Имя кузнеца-оружейника Леонида Архангельского известно практически всем отечественным оружейникам и любителям авторского холодного оружия. Он был одним из первых в России, кто в 80-х годах начал возрождать кузнечное дело - ковать дамасскую и булатную сталь. В этом номере мы публикуем рассказ Мастера о себе и размышления о своей профессии.

О себе самом рассказывать довольно пошло (даже если настойчиво просят), поэтому попробую максимально совместить воспоминания о «творческом пути» с рассказом о булате. Я родился в городе ракетостроителей и космонавтов - Королеве, поэтому особо не задумывался, кем быть. Отслужил армию в Монголии, а затем поступил в МВТУ им. Баумана, на факультет «Двигатели летательных аппаратов». Как-то на лекции «балбесничал» и читал журнал «За рубежом», где наткнулся на объемистую статью о «тайнах булата». Профессор Стенфордского университета О.Д. Щерби рассказывал, как он, особой обработкой высокоуглеродистой стали, получил зерно в 200 раз меньше обычного. Когда ему сказали, что такую же структуру имеет старинный булат, он удивился: «Объясните ради Бога, что такое этот самый булат?». Знал бы я тогда, что поиск ответа на этот вопрос займет у меня довольно много лет, а этот самый профессор, на международной конференции по булату будет хлопать меня по плечу!  

Но до этого я успел поработать в НПО «Энергия», где собирал орбитальную станцию «Мир» и проектировал двигательную установку космического челнока «Буран». Когда навеянный чтением фантастики энтузиазм развеялся, там же вплотную занялся и «тайнами булата». На заводе было довольно много хорошего оборудования, с помощью которого я мог плавить разные булаты, изготовил и Дамаск, из смеси пружинной и нержавеющей стали. В общем, через пару лет такой деятельности был уверен, что все уже открыл и даже начал писать книгу об этих самых «тайнах». До чего же «крут» я был! Это теперь, через 15 лет, я считаю, что только-только начал что-то понимать в булате. Да и книгу свою регулярно дополняю, даже немного надоело. 

По японскому понятию, ум подобен зеркалу, а всякого рода страсти -жадность, тщеславие, да и просто незнание, это своего рода грязь, его покрывающая. Чтобы в зеркале ума отразилось истинное знание (в том числе и о булате), его надо как следует протереть. В отличие от душевных страстей, с незнанием проще -можно читать литературу, найти хорошего учителя. Учителей кузнечного и оружейного дела у меня не было, поэтому пришлось учиться по книгам и вовсю использовать свой «ракетно-космический» багаж знаний. Обошел библиотеки и перечитал все, что опубликовано на русском языке, но, как вскоре оказалось, безоглядно верить написанному - немалая глупость. В дальнейшем взял за правило: все выуженные из книг сведения проверять собственным опытом. 

Это правило привело к неплохим результатам, когда я взялся за журналы американских клиночников-профессионалов. В их журнале, уже за 1986 год, я встретил показательное выражение: «...сегодня, когда «Дамаск» в обычном исполнении становится рутиной, а интерес к экзотике вроде «вутца» и порошковых сталей упал...». Раздобыв подшивку подобной литературы, я стал своего рода «хакером», взламывая их технологии изготовления клинковых сталей. К некоторому сожалению, у наших мастеров в то время учиться было особенно нечему, уж очень архаичные и примитивные способы они применяли, а старинный рецепт, даже хороший, далеко не всегда хорош и сегодня. 

Есть такое выражение, что из прошлого надо брать огонь, а не пепел. Трудно возразить! В наше время далеко не всякий узорчатый металл, называясь булатом, превосходит промышленную сталь по своим свойствам. Неграмотно изготовленный узорчатый клинок, по отзывам знатоков, даже давно прошедшего 19-го века, «...не имеет других достоинств, кроме узора» и, как с досадой выразился один боевой русский офицер, «...купленный по неведомым причинам за непомерно высокую цену, крайне редко оправдывает свою репутацию». 

Впрочем, можно и попроще. Согласно стандартному определению, качество - это степень соответствия свойств изделия запросам потребителя. Именно в соответствии с этими запросами, в которых не последнюю роль имеет цена, среди булатных дел мастеров, за последние два года выявилось четкое разделение на две группы - одни лепят незамысловатый (и дешевый) узорчатый ширпотреб, другие столь же четко стремятся к элитарности. 

Согласно японской традиции, сокровище должно обладать тремя обязательными качествами - редкостью, высокой стоимостью и чистотой (в духовном смысле). Насчет духовной чистоты - в наш «пепсикольный» век вряд ли, но редкость хороших клинков несомненна. Стоимость тоже присутствует, поскольку некоторые авторские ножи с мозаичными клинками стоят несколько десятков тысяч долларов. 

Материал для авторского оружия

В стремлении к увеличению редкости и стоимости ножей, мастера-оружейники применяют в их отделке удивительный материал шокудо, представляющий собой слоистый композит из железа и меди. Насколько мне известно, впервые различные сплавленные сочетания цветных металлов начали применять еще в очень древнем Китае. Еще ничего об этом не зная, я сварил медножелезный дамаск и, считая себя его изобретателем, дал ему название «сплав У». Почему такое странное -тогда не знал, да и сейчас толком объяснить не могу. Позднее выяснилось, что древнекитайское царство У было соседом царства Чу.

На Западе сейчас принято обозначение «маку-ме» (мокуме-гане), заимствованное из Японии, в которой такой материал издавна применялся для украшения оружия. Например, во времена знаменитого похода Александра Македонского в Индию, где он встретился с булатными мечами. В нашем магазине можно заказать кольца, украшения или накладки на наградное оружие из сплава мокуме-гане.

Но, надо признать, что эти же «стукнутые головой об Японию» люди, буквально заставили меня долго и тщательно разбираться в самурайских мечах и технологиях их изготовления. Первоначальное доверие к легендам об этом супероружии, стоило мне десятка неплохих катан, которые я сломал, стуча ими по всяким железякам для проверки их соответствия слухам. Думаю, на сей раз хватит «растекаться мыслью по древу». О своем взгляде на японское оружие я, может быть, расскажу несколько позднее. 

Также в нашей мастерской можно купить подарочные ножи, украшенные драгоценными камнями длиномеры, кортики и стилеты с бриллиантами. В наличии имеется катана мастера Cумисукэ г. Oсафунэ, провинция Бидзен 1573-1592 год. По вопросам покупки обращайтесь по телефону 8 (903) 749 4000. Полный каталог авторских ножей и оружия смотрите по здесь.

Дата публикации:
Отзыв о магазине или подарке

Ваш опыт заказа в интернет магазине эксклюзивного подарка или сувенира.

Наверх
  • Мои закладки
  • Гарантии и возврат