Пн-Пятница с 11 до 20
Москва, ул. Киевская 16

Эксклюзивные подарки
коллекционного исполнения

Дорогие подарки из эксклюзивной филиграни и зерни

Скань — наследие античного ювелирного искусства. Это наборный ажурный орнамент из тонкой витой металлической проволоки. Техника скани относительно проста и позволяет создавать бесконечное разнообразие узоров. Неудивительно, что она была исключительно популярной во всех странах мира и применяется для изготовления дорогих подарков. Довольно широко использовали её ювелиры Китая и Турции, Ближнего Востока и Западной Европы. В русском ювелирном искусстве у скани тысячелетняя традиция. С 11 в. она применялась для украшения церковной утвари и облачения, убранства икон и переплётов книг, женских украшений, посуды и других предметов повседневного пользования.

Русским словам «скань» и «зернь» соответствует европейский термин «филигрань» (от лаг. тНит - «нить» и дгапит - «зерно»). «Скань» -древнерусское название филиграни, и происходит оно от славянского глагола «екать», т е. свивать или вытягивать нить. Важную роль в сканом орнаменте играет зернь - маленькие шарики из того же металла, что и сам предмет. Их крепят на стыках деталей из проволоки и в центрах растительных композиций. Зернь придаёт филигранным изделиям объём, законченный совершенный вид. В основе искусства филиграни лежит природная мягкость золота, серебра и меди, позволяющая вытягивать их в тонкую проволоку и выкладывать из неё узоры, закреплённые пайкой. При обычной механической обработке из слитка весом 1 грамм можно вытянуть гибкую и прочную витую металлическую нить длиной более 2 км. Работу над филигранным орнаментом начинают с изображения рисунка будущего изделия на бумаге или плотной ткани. Если предстоит сделать объёмную вещь, используют болванку подходящей формы. Готовые фрагменты орнамента постепенно накладывают на предмет и закрепляют клеем, а чтобы узор не «поплыл» во время работы, плотно обвязывают проволокой и посыпают припоем (измельчённым сплавом серебра либо золота с цветным металлом). Затем вещь нагревают, чтобы оплавить припой и соединить все детали. В конце готовое изделие полируют, а если оно сделано из меди, то ещё и серебрят.

Начиная с XV—XVI вв. основными центрами скани на Руси были мастерские Москвы, Новгорода, Вологды, Костромы, Ярославля и Смоленска. В XVII в. скань потеряла самостоятельное художественное значение: в распространившейся технологии многоцветной эмали она выполняла служебную функцию обрамления ячеек при заливке. Лишь во второй половине XIX в. скань вновь начинает восприниматься как самостоятельная и оригинальная ювелирная техника. Традиционные сканые орнаменты дополнились геометрическими элементами, стилизованными деревьями, птицами, цветами. Однако в начале XX в. из-за хрупкости и непрактичности филиграни её производство свёртывается и практически утрачиваются основы технологии.

Эксклюзивные подарки из Красного села

Икона на подарок из зерни и сканиСтоящее на левом берегу Волги в 32 км от Костромы Красное Село — исконная земля русских ювелиров. В 5 км отсюда археологи раскопали Дурасовское городище и обнаружили в нём ювелирные инструменты, точильные камни, женские эксклюзивные обручальные кольца 9— 16 вв. В 19 в. дворцовое село Красное становится центром ювелирного промысла, охватывающего четыре волости и 51 селение, где проживает почти 2 тыс. мастеров. Именно в Красном Селе впервые в советское время началось возрождение старинных традиций искусства скани. С именами потомков дореволюционных промысловых династий Чулковых, Грустливых, Шестерниных, Уткиных, Смирновых, Сорокиных связан новый этап в истории русской филиграни, начавшийся в 1934 г. в красносельском промколхозе «Красный кустарь». Уже в 1935 г. его подстаканники, портсигары, пряжки и кулоны в технике ажурной скани из меди и латуни отличались довольно высоким уровнем исполнения и применялась для изготовления эксклюзивных подарков. Постепенно филигрань начали делать и в соседних артелях — «По заветам Ильича» в селе Подольском и «Новый труд» в Сидоровском. Их изделия привносили ощущение праздника и благополучия в довольно аскетичный советский быт 1930-х гг. Из-за нехватки современных рисунков мастера промысла начали сотрудничать с художниками организованного в 1933 г. Института художественной промышленности (НИИХП), у которых скань традиционно ассоциировалась с эмалью. В 1934—1935 гг. для «большего эффекта в художественном ширпотребе» (так в те времена именовались изделия советских промыслов) в красносельские вещи было решено ввести эмаль, до того применявшуюся только в «Красном кустаре» для изготовления значков и запонок. Уже к 1940-м гг. эмаль по скани заняла значительное место в производстве. Очень интересны созданные в красносельской профшколе не-многочисленные сохранившиеся портсигары, салфеточные кольца, чернильницы и ложки, украшенные прозрачной витражной эмалью. В 1936 г. НИИХП стал посредником в налаживании непродолжительного сотрудничества филигранщиков Красного Села и эмальеров ростовской артели «Возрождение». В 1937 г. на Дорогие подарки из зерниВсемирной выставке в Париже броши из «серебряного кружева», ажурные подстаканники с эмалевыми вставками, шкатулки мастеров Красного Села удостоились почётного диплома и золотой медали. Мастера 1930—1940-х гг. применяли в основном позолоченную и посеребрённую медь, а дефицитные серебро и мельхиор отпускались только под экспортные заказы. Из 100 филигранщиков, работавших до Великой Отечественной войны в «Красном кустаре», переименованном теперь в «Красносельского ювелира», к 1956 г. осталось 18 человек. Все эти годы они делали преимущественно недорогие штампованные броши. Скань же использовали только в дорогих подарках для высших партийных чиновников и передовиков производства. С середины 1950-х гг. красносельские изделия заметно изменились. Во многом это было связано с правительственными постановлениями, осуждавшими «стиль украшательства и излишеств». Началось освоение орнаментики народной вышивки и родственного технике скани кружевоплетения. Сканые украшения в народном духе должны были противостоять широкому распространению чешской металлической бижутерии. В 1960-х гг. столовую филигранную посуду делали уже из более твёрдых сплавов: томпака и мельхиора. Поверхность такой посуды приобрела необходимую функциональную прочность. С этого времени сканые вазы, сухарницы, подстаканники, конфетницы и блюда — неотъемлемая часть советского домашнего обихода и применялась в качестве дорогих подарков.

Ограниченным тиражом в технике скани выпускали декоративные экраны, настенные панно, подарки, настольную анималистическую скульптуру, появление которой связано с творчеством художницы НИИХП 3. М. Зенковой, а дальнейшее развитие — с работами красносельцев П. И. Чулкова, В. Г. Ситникова и Р. А. Медведева. Тогда же филигрань начинает широко использоваться в обрамлении цветных и поделочных камней, как это было ещё в 15-17 вв. В 1967 г. предприятия Красного, Сидоровского, Подольского и Костромы реорганизованы в Красносельское производственное объединение, ставшее крупнейшим ювелирным предприятием страны. В 1990-х гг. у В. П. Ощепкова, Р. А. Медведева, П. И. Чулкова, И. С. Тихомирова и других мастеров скань по-прежнему оставалась основным приёмом украшения винных и столовых приборов, подарков, ваз, конфетниц и кубков.

Купить дорогие подарки в виде столового серебра из эксклюзивной филиграни вы можете в Москве на нашем сайте.

Дата публикации:
Отзыв о магазине или подарке

Ваш опыт заказа в интернет магазине эксклюзивного подарка или сувенира.

Наверх
  • Мои закладки
  • Гарантии и возврат