Пн-Пятница с 11 до 20
Москва, ул. Киевская 16

Эксклюзивные подарки
коллекционного исполнения

Эксклюзивные ювелирные изделия из серебра

Статья представлена магазином дорогих подарков Bon-Cadeau и посвящена обзору авторского ювелирного серебра.

Начало XIX в. ознаменовалось переменами не только в архитектуре, живописи, скульптуре, но и в декоративно-прикладном искусстве. Бурный рост керамической промышленности позволил внести изменения в сервировку и убранство стола. Вместе с тем ушли в прошлое многие предметы из драгоценных металлов, служившие скорее декоративным, чем утилитарным целям. Капризно-прихотливые очертания, живописная орнаментация, мягкая пластичность предметов XVIII столетия уступили место строгим, часто приближенным к геометрическим, фигурам — овалу, цилиндру, шару. Эксклюзивные ювелирные изделия приобрели монументальные, «державные» формы, как нельзя более подходившие к блистательному царствованию императора Александра I. Вновь вошли в моду большие гладкие поверхности драгоценного металла, которые контрастировали с узкими поясами орнамента из листьев лавра и аканта, изящными рельефными аллегорическими изображениями в виньетках, литыми деталями (художественное литьё стало основным техническим приёмом). Начало века — время становления отечественной ювелирной промышленности. Появились первые русские ювелирные фирмы — поставщики Российского Императорского двора: Болин, Никольс и Плинке, Сазиков. Уже на Первой Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне они поразили мир своими изделиями, представив ювелирные украшения с бриллиантами, жемчугом, бирюзой, а также крупные серебряные предметы с композициями на исторические и фольклорные темы.

Эксперты отмечали, что «... до 1860-х гг. все самые лучшие и дорогие золотые и серебряные изделия были приобретаемы и заказываемы нашим высшим классом за границей, а производство их в России было слепым подражанием иностранным изделиям и мастерам. А теперь же за лучшими произведениями, долженствующими удовлетворить самому тонкому и воспитанному вкусу, послужить для памятника или чествования отечественного события, для украшения самого роскошного аристократического жилища, обращаются к нашим соотечественникам».

эксклюзивные настольные украшенияВ середине XIX столетия в Москве и Санкт-Петербурге сложились две главные художественные школы, определявшие основные направления в российском искусстве. Петербургская художественная школа изначально ориентировалась на западноевропейскую культуру и моду. Ещё при Петре I совместная работа русских и иностранных мастеров была обычным явлением. Во второй половине XIX — начале XX в. в России работали выдающиеся мастера: Г. Вигстрем, А. Хольминг, А. Хольстрем, С. Векева, А. Тил-ландер, К. Ган и многие другие. Мировую известность ювелирной школе Санкт-Петербурга принесла фирма К. Фаберже. Именно здесь был разработан особый петербургский стиль, в котором работали большинство фирм и мастерских. Ювелирные предметы Карла Гана, поставщика Высочайшего двора, отличались превосходным качеством, утончённой палитрой эмалей, элегантностью форм выполняла вещи с драгоценными камнями и эмалями для Кабинета Его Императорского Величества, а также ордена с бриллиантами. Заказы Кабинета были для ювелиров самыми почётными. Многие из них предназначались для дипломатических даров и наград. Например, для одного из путешествий императора Николая II были подготовлены 32 сундука с подарками: ковшами, часами, портсигарами и другими предметами. Особое место среди царских пожалований занимали часы из золота и серебра с эмалями, драгоценными камнями и обязательно с изображением (или вензелем) царствующих особ либо государственного герба. Знаменитая часовая фирма Павла Буре, выполнявшая большое количество ювелирных изделий на заказ в подарочном исполнении, получила статус придворного поставщика, а её владелец —звание почётного потомственного гражданина.

Вторая половина XIX — начало XX в. — время мирового признания отечественной ювелирной промышленности. В формах и орнаментации драгоценных изделий этого периода прослеживается тысячелетняя история российского ювелирного дела, начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси. Русский стиль в качестве официального направления в искусстве появился в Санкт-Петербурге в середине XIX в. В его основу легли исследования по истории древнерусского искусства академика Ф. Солнцева, директора Строгановского училища В. Бутовского, а также других историков и искусствоведов. Эти труды стали своеобразными пособиями по разработке самобытного дизайна и орнаментации изделий из благородных металлов. Среди вдохновителей нового направления были выдающиеся художники В. Васнецов, С. Мамонтов, Е. Поленов и др. Возрождение исконно русских стилевых канонов сказалось, в частности, в появлении серебряных питьевых сосудов — ковшей, ковшиков, братин, почти в точности воспроизводивших образцы XVI—XVII вв. Их украшали стилизованными орнаментами, а пословицы и поговорки гравировали древней декоративной вязью. Стало модным изображать на посуде виды городов и исторических памятников, сюжеты из отечественной истории. Широкое распространение получили серебряные изделия, имитировавшие различные предметы народного быта: например, солонки, украшенные эмалью и резьбой, в форме традиционных крестьянских деревянных солониц, берестяного лукошка или холщового мешочка; портсигары в виде кожаной или вязаной рукавички; чернильные приборы, похожие на лошадиные стойла или колодцы. В нашем магазине яркими примерами может служить комплект посуды по мотивам Гиляровского.

Хотя идея русского стиля исходила из Санкт-Петербурга, основной вклад в его разработку внесла всё-таки московская школа. Обращение к многовековым традициям русского искусства подчёркивало самобытность Москвы, её культурную независимость от новой европеизированной столицы и, в конечном счёте, определило своеобразие творческого почерка местных ювелиров. Появление крупных московских фирм Сазикова, И. Губкина и, в особенности, П. Овчинникова, И. Хлебникова определило значимость московской школы, ставшей со второй половины XIX в. идеологом и творцом русского стиля в ювелирном деле. Как бы изумившись красоте древнерусского искусства, забытого и оттеснённого почти на два столетия подражанием западноевропейским формам, лучшие ювелирные фирмы сумели вернуть ему утраченные позиции.

Создание изделий из серебра от эскиза до воплощения

Для создания оригинальных моделей владельцы крупных промышленных производств приглашали талантливых скульпторов, архитекторов, рисовальщиков. Не случайно в прейскуранте московского отделения фирмы К. Фаберже записано: «Лучшие художники, работающие единственно для нас, доставляют фирме редкое разнообразие изящных рисунков, которые могут поспорить с превосходнейшими произведениями в той же области наших иностранных конкурентов». Лидером московской школы являлась знаменитая фирма П. Овчинникова. Судьба её основателя — Павла Акимовича Овчинникова (1830—1888) была обычна для нового класса промышленников России. Крепостного человека князя Д. Волконского, обнаружившего способности к рисованию, отправили в Москву, в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А. А. Овчинникову. Доказавший свою даровитость золотых дел мастер получил вольную, женился и на 1000 рублей приданого жены основал самостоятельное дело. В 1853 г. в Москве, в 1-м Гончарном переулке, в доме Лежнева открылась фабрика по производству золотых и серебряных изделий. В 1853 г. годовой оборот фирмы составлял 25 000 рублей, а в 1854—1855 гг. уже превышал 1,5 миллиона! Десять лет художники и мастера искали свой неповторимый стиль, разрабатывая особый ассортимент изделий, методы орнаментации и технические приёмы. На Всероссийской выставке 1865 г. в Москве изделия фирмы впервые были отмечены высшей наградой — золотой медалью. Фирма открыла свои магазины на лучших торговых улицах Москвы и Санкт-Петербурга — Кузнецком Мосту и Большой Морской, а также отделение в Санкт-Петербурге. В 1873 г. на Всемирной выставке в Вене коллекция изделий в русском стиле, выполненная мастерами фирмы И. Хлебникова, получила две медали. Разнообразные предметы из драгоценных металлов отличались великолепием декора и совершенством форм. Особенно хороши были вещи, украшенные разноцветными эмалями. Вторая половина XIX — начало XX в. — расцвет эмальерного искусства. Чрезвычайно богатой стала не только цветовая палитра, насчитывавшая более сотни оттенков, но и способы соединения эмали с драгоценным металлом, а также формы орнаментации. Наряду с эмалью по сканому узору было возрождено почти забытое искусство перегородчатой эмали, которое передали русским мастерам византийские ювелиры. Широко использовались также выемчатая, прозрачная по резному фону, по рельефу, блестящая и матовая эмали, эмалевый лак. Смотрите все украшения с эмалью выполненные современными мастерами. Ведущее место в эмалевом производстве занимали фирмы П. Овчинникова, И. Хлебникова, Оловянишникова, О. Курлюкова, Ф. Рюкерта, М. Семёновой — в Москве, К. Фаберже, братьев Грачёвых, К. Гана, И. Брицына, В. Морозова в Санкт-Петербурге. На рубеже XIX—XX вв. на смену русскому историческому стилю пришёл стиль национальной романтики, для которого были характерны нарочитая архаизация и геометризация силуэтов и декора, оригинальность композиций, сказочные, героические сюжеты. В создании стиля принимали участие знаменитые художники — В.Васнецов, М.Врубель, Н.Рерих и др. Изделиям, выполненным в стиле национальной романтики, были присущи особые формы и орнаментация. В нашем каталоге яркий пример это золоченые чарки с эмалью.

Одним из наиболее ярких представителей романтического направления был Фёдор Рюкерт. Его работы отличаются индивидуальным, неповторимым почерком, необычайно сложной цветовой палитрой, богатством орнаментальных форм. Нередко коробочки, шкатулки, вазы украшались вставками с изображением картин известных художников — В. Васнецова, К. Маковского и др. В произведениях Ф. Рюкерта нашла отражение многогранная и самобытная художественная жизнь России. Стремление к обновлению выразительных средств, новизна декоративных решений и технических приёмов были характерны для работ мастеров-серебряников. Высочайший культурный подъём русского общества, филигранное мастерство ювелиров дали мощный импульс для небывалого развития золотого и серебряного дела. Стоить отметить, что в начале XX столетия лишь Россия сумела создать свой неповторимый художественный язык, вошедший в мировую историю как русский стиль — последний национальный стиль ушедшей эпохи. Смотрите также статью про редкие иконы.

Дата публикации:
Отзыв о магазине или подарке

Ваш опыт заказа в интернет магазине эксклюзивного подарка или сувенира.

Наверх
  • Мои закладки
  • Гарантии и возврат