Пн-Пятница с 11 до 20
Москва, ул. Киевская 16

Эксклюзивные подарки
коллекционного исполнения

Искусство лить пушки

Статья представлена магазином авторского оружия, интерьерной бронзы и бронзовых шахмат. У нас вы можете купить скульптуры из бронзы, серебра. Также в наличии ножи, сабли их благородных металлов.

Многие из орудий, участвовавших в Ливонской войне, были изготовлены знаменитым русским мастером Андреем Чеховым. До наших дней сохранилась 12 отлитых им пушек, часть которых находится в Санкт-Петербурге, часть в Москве, а две стоят в шведском замке Грипсгольм.

Свои орудия мастер отливал в Москве на Пушечном дворе, находившемся на берегу реки Неглинки. Отливка орудий была делом крайне сложным, требовавшим много сил, огромного мастерства и терпения. Изготовлялись пушки способом медленной формовки по глиняной модели. На деревянный стержень аккуратно, виток к витку наматывали льняной канат. Поверх него намазывали слой легкоплавкой глины, соответствовавший внешнему виду отливаемой пушки. На полученной поверхности глиняного ствола лепили из воска будущие украшения — вензеля, орнамент, гербы, надписи, а порой целые посвящения. От художественного мастерства формовщика зависели красота и четкость изображений и надписей. Причем сложность состояла в том, что изображения накладывались зеркальные, а надписи писались наоборот.

Этот прообраз пушки обмазывали сверху салом, жирами, и только потом начиналось создание собственно формы для будущего орудия. На обильно покрытую жиром поверхность накладывали слои более огнеупорной глины с разными наполнителями, составлявшими часто секрет мастера. Полученный глиняный кожух после просушки укрепляли металлическими обручами. Затем предстояло удалить основу внутри глиняной формы пушки. Для этой цели и служил намотанный ранее канат. Его вытягивали с деревянного стержня и вынимали сам стержень. Теперь уже глиняная модель ни на что не опиралась, и ее частично выламывали, частично выжигали из глиняного кожуха. После операции по удалению остатков глиняной модели внутренняя поверхность получившейся формы точно отражала и внешний вид ствола, и будущие изображения на нем.
Глиняную форму, в которую помещали железный сердечник, соответствовавший каналу ствола, опускали в литейную яму и лили в нее из печей расплавленную медь с десятипроцентной добавкой олова. Медь тогда была очень дорогим металлом. Ее месторождений в России было известно крайне мало, и приходилось покупать медь за границей. Поэтому во времена Ивана Грозного всячески поощрялись всевозможные первопроходцы и рудознатцы, искавшие на Урале и в Сибири месторождения разных руд.
Когда отливка была готова, удаляли куски глины и сердечник. Начиналась работа по чеканке украшений, чистке поверхности, сверловке и полировке канала ствола.

Изготовление орудия, особенно крупного, занимало не менее 6—10 месяцев и требовало труда большого коллектива мастеров-литейщиков, формовщиков, сверловщиков, чеканщиков, плотников, подсобных рабочих. Их могло быть до 60 и более человек. Пожалуй, только в литейном и пушечном производстве применялась тогда столь разветвленная специализация. Во главе всего коллектива был главный мастер, наблюдавший за ходом работ, знавший тонкости .литейного дела и бьшший человеком художественной натуры.

Со второй половины XVI в. до 1629 г. таким мастером, несомненно, являлся Андрей Чохов. Он не только изготовил лично не менее 27 пушек, но и воспитал целую плеяду учеников, отливавших орудия в течение всего XVII века.

Дата публикации:
Отзыв о магазине или подарке

Ваш опыт заказа в интернет магазине эксклюзивного подарка или сувенира.

Наверх
  • Мои закладки
  • Гарантии и возврат