"Бокадо" - эксклюзивные подарки
коллекционного исполнения.

Москва ул. Студенческая, 35 (производство)

Пн-Сб с 11:00 до 20:00

Нынешнее убранство

Бокадо - эксклюзивные подарки коллекционного исполнения

У нас вы можете купить подарочные храмовые иконы, складни, крестики с эмалью и религиозные предметы культа. В наличии крестильные наборы, подарочные библии и молитвословы.

Богоявленской церкви мало чем интересно для любителя церковной старины. Иконостас и росписи здесь — современные, выполненные в ходе ремонта 1990—2000-х годов. То и другое — в характерном для современности «древнерусском» стиле, причем даже минимально соблюсти прежнюю стилистику убранства не представилось возможности, поскольку не сохранилось никаких дореволюционных изображений интерьеров Богоявленского храма.

Интереснее поэтому исследовать внутренние конструктивные элементы, не претерпевшие изменений с момента постройки церкви. Ко входу в храм ведет крутая лестница, прежде, очевидно, бывшая просто кирпичной, а теперь выложенная половой плиткой. Войдя в дверь, мы оказываемся в крытой галерее, опоясывающей храм с севера, запада и юга. Приделы, которыми завершаются восточные оконечности галереи, пока не освящены и используются как подсобные помещения.
В центральный храм можно попасть через три входа — западный (главный), северный и южный. Все они оформлены порталами, несколько упрощенными по сравнению с более древними памятниками. Так, мы не видим здесь ни килевидного завершения, ни классических дынек. Утолщения с перехватами есть, но, в отличие от традиционных дынек, они не разделены на «дольки».

Внутри храм довольно темен, в противоположность гульбищам с широкими полукруглыми окнами (они были восстановлены в ходе реставрации 1960-х годов; если мы посмотрим на фотографии конца XIX столетия, то увидим, что паперть прорезана обычными прямоугольными окошками). Света, поступающего через небольшие окна, явно не хватает для того, чтобы осветить скромное по своим размерам, но «глубокое» благодаря шатровой конструкции помещение. Высокий иконостас полностью закрывает восточную стену четверика.

  • КУПОЛ (ит. cupola, от лат. cupula, уменьшительное от сира — бочка) — архитектурная форма, образованная вращением арки вокруг вертикальной оси. Купольная форма известна с глубокой древности, однако вплоть до начала широкого применения бетона в Римской империи купола были ложными, то есть образовывались нависающими друг над другом рядами кладки. Именно римляне начали возводить большие купола правильной сводчатой конструкции при сооружении значимых культовых и общественных зданий. Самым древним из доныне сохранившихся считается кессонированный купол римского Пантеона (128 г. до R X.). От римлян купольную конструкцию заимствовали зодчие Византийской империи и усовершенствовали ее, разработав способ помещения купола не только над круглой в плане, но и над квадратной, а также многоугольной конструкцией. Ярким памятником этого периода является купол Святой Софии в Константинополе. От Византии купола переняла Русь, где впоследствии сложился и получил наиболее широкое применение купол-луковица. Купола в «древнеримском» понимании вернулись в русскую храмовую архитектуру с приходом классицизма.
  • ЛАМПАДА — в православном богослужении большой подсвечник, выносимый во время великого и малого входов на литургии. В более широком смысле — род масляной лампы, зажигаемой перед иконами, возле рак с мощами. Лампады использовались христианами с глубокой древности, причем сначала их применение было чисто практическим: они освещали темные катакомбы, где приходилось скрываться последователям Христа в эпоху гонений. Затем возжигание лампад получило символический смысл, изображая собой свет веры и любовь к Богу.
  • ЛЕМЕХ — деревянные пластинки, которыми покрывают главы церквей (и иные элементы кровли, такие, например, как «бочки» над алтарными прирубами деревянных храмов). Лемех изготавливается из осиновых досок, имеет, как правило, городчатое (зубчатое) завершение. Упрощенной формой лемеха является гонт (дранка).

 

Город певцов и художников

Первое летописное упоминание о Плесе относится к 1141 году. Точная дата его основания неизвестна, однако археологические изыскания показали, что город имел все признаки крупного торгово-ремесленного центра. Его посад тянулся вдоль берега Волги на два километра, а на горе находился деревянный кремль.

  • В 1238 году укрепленное поселение было разрушено татарами, о чем говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем», и вплоть до начала XV века Плес не играл никакой существенной роли в жизни Руси. Однако в 1410 году по указанию московского князя Василия Дмитриевича здесь, на высоком берегу Волги, построили новую деревянную крепость. Именно эта дата долгое время считалась годом основания Плеса.

Крепость имела для Москвы важное оборонительное и экономическое значение, позволяя контролировать Волжский путь. Отныне никто не мог пройти мимо «неучтенным». В это время Плес появляется на картах наряду с такими крупными городами Верхней Волги, как Ярославль и Кострома. Любопытно, что упоминает его и Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря».

  • В 1609 году Плес захватили отряды пана Лисовского, но, вероятно, крепости в тот момент уже не существовало: во всяком случае, следов пожарища на ее предполагаемом месте обнаружить не удалось.

С начала XVII века крепость уже не восстанавливалась. Застава в этих краях теперь никому не надобилась. В это время Плес динамично развивался как торговый город. С низовьев Волги сюда везли зерно, здесь мололи, а затем в виде муки переправляли в Шую и другие города.
Здесь же аккумулировались и домотканые полотна, расходившиеся потом по верхневолжским городам.

  • В 1778 году Плес получил герб и статус уездного города.

С постройкой в 1871 году железнодорожной ветки Иваново-Возне-гулок горожан и дачников. Функцию променада гора с успехом исполняет и по сей день — с нее в любую погоду открываются захватывающие виды.
Доминанта ансамбля Соборной горы — изящный Успенский собор, выстроенный в 1699 году на месте сгоревшего деревянного храма. Его архитектура проста (восьмерик на четверике), но весьма выразительна. Шатровая колокольня при соборе была построена довольно поздно, на рубеже XVIII—XIX веков, а еще три десятилетия спустя, в эпоху наивысшего процветания Плеса, рядом возвели просторный Казанский собор, ставший летним. Успенский, более скромный, отныне служил жителям города зимним храмом.
Во второй половине XIX века храмовый комплекс обнесли кирпичной оградой. Именно в таком виде он предстал перед И. И. Левитаном в 1888 году. В XX веке Казанский собор и ограду сломали (от последней оставили — зачем-то — ворота).

Неподалеку от Успенского собора находится небольшой памятник, выполненный в характерной стилистике конца XIX — начала XX веков. Надпись на нем гласит: «Сооружен в царствование Императора Николая II в память 500-летия города Плесса, основанного Великим Князем Василием Дмитриевичем, сыном Великого Князя Дмитрия Донского. 1410—1910». Как видим, это памятник строителю второй плесской крепости и, как считалось в начале XX столетия, основателю города. Рядом с ним — внушительное здание присутственных мест, где сейчас располагается музейная экспозиция, посвященная истории Плеса.

Гора Левитана

Теперь, спустившись с Соборной горы (которую в советскую эпоху выспренне поименовали Горой Свободы), перейдя реку Шохонку, впадающую в Волгу, и вновь поднявшись по Вичугскому проезду, мы попадаем на Гору Левитана, раньше называвшуюся, понятное дело, вовсе не так, а совсем даже Петропавловской. Потому что именно здесь, на этой горе, стояла деревянная церковь во имя Петра и Павла, обретшая бессмертие благодаря картине Левитана «Над вечным покоем».

Увы, Петропавловский храм, построенный в XVI веке, в 1903 году сгорел. И долго оставалась гора без «навершия». Только в 1982 году решено было возвратить ей «левитановский» вид, ради чего из села Билюкова Ильинского района Ивановской области привезли сходную с утраченной Воскресенскую церковь (она, правда, моложе Петропавловской на полтора века). Теперь перед нами — «тот самый» пейзаж, а рядом с храмом можно увидеть не только восстановленные кресты старинного погоста, но и бронзового Исаака Ильича с этюдником. И, конечно, живых пейзажистов — множество.
Под горой, на Варваринской улице, замечательно виден храм великомученицы Варвары, построенный, как предполагают, в самом начале
XVIII века на месте ранее существовавшей одноименной деревянной церкви. В 1821 году храм приобрел колокольню в классическом духе, завершившую его облик.
Варваринский храм также запечатлен Левитаном. Художник изобразил его на картине «Вечер. Золотой Плес» (1889).

Вдоль Волги

Насладившись живописными видами Волги, открывающимися с Горы Левитана, спустимся вниз, по тропе, которая тоже носит имя Левитана, и по Никольской улице, минуя Никольскую часовню 1892 года постройки, выйдем на набережную. Здесь нас вновь встречает — кто бы вы думали — Левитан. Вернее, памятник ему и его дом-музей, расположенный в уютном особняке первой половины XIX века. В этом доме Левитан в свой первый приезд в Плес снимал вместе с С. П. Кувшинниковой и А. С. Степановым две комнаты.

Вообще, старых купеческих особняков на набережной более чем достаточно. И есть, где выпить кофе с видом на медленную Волгу. Прекрасная, одним словом, может получиться прогулка. Почти как в Одессе, где, по утверждению Чехова, считалось, что «самое поэтическое место в мире — Николаевский бульвар: и море, и кафе, и музыка, и все удобства, — каждую минуту сапоги можно почистить». Постараемся не замечать иронии: в самом деле, как же без кафе и прочих небольших радостей жизни?
Доходим, не торопясь, до торговых рядов. Рядом, на возвышении, видим нарядный храм, посвященный Воскресению Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (1817). Это стройный четверик, увенчанный пятиглавием. С трехъярусной колокольней четверик соединен посредством низкой трапезной. Самое любопытное в этом храме то, что в нем сочетаются пространственные решения, характерные для зодчества XVII века, с вполне классицистским декором.
Бок о бок с Воскресенским храмом стоит одноименная деревянная часовня, выстроенная в 1825 году. Часовня принадлежит к клетскому типу. Так строили и в XVI, и в XVII веках — ив этом заключается ценность памятника.
Теперь вновь пришла пора подниматься. Соборная гора останется по левую руку, а впереди нас ждет еще одно знакомство — с ансамблем Троицкой и Введенской церквей в бывшей Троицкой слободе. Деревянная Троицкая церковь существо-вала на этом месте по крайней мере с 1628 года, а в каменном исполнении — с 1808 года. Ее построили на средства прихожан в стиле позднего барокко, ориентируясь, видимо на Никольскую церковь в Приволжске (1779). Теплый Введенский храм появился несколько позднее, в 1828 году.Тут мы прощаемся с Плесом.

© Все права на использование материала принадлежат ООО "Бокадо"

 

Если вам понравились примеры как в статье "Нынешнее убранство" и вы хотите, запросить цены. Отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.

Для самых взыскательных: в продаже 29 культурных ценностей РФ с документами от Минкульта

"БоКаДо" - Богатство, Качество, Достоинство.

Дата публикации:
Отзыв о магазине или подарке

Ваш опыт заказа в интернет магазине эксклюзивного подарка или сувенира.

Наверх