Пн-Пятница с 11 до 20
Москва, ул. Киевская 16

Эксклюзивные подарки
коллекционного исполнения

Ритуальные авторские ножи

Статья про авторские ножи которое применяется в различных ритуалах. Пережитком древних жертвоприношений считается обычай «казни петуха», ещё в начале XX в. в свадебной обрядности чехов, словаков, австрийцев: петуху — символу сексуальной потенции и похоти —обычным ножом или топором отсекали голову. В Непале обряд поклонения предкам предполагал многочисленные жертвоприношения животных — петуха, барана, голубя, — которых убивали ножом кукри. В Монголии только ножом хутга в ритуальных целях резали барана, следя за тем, чтобы кровь не попадала на землю. Именно мужские ножи применяли в обряде жертвоприношения знамени, совершаемом во время военных действий, — человеку рассекали грудь ножом, вырывали сердце, а кровью окропляли знамя. Отголоском очень своеобразного древнего обряда или, скорее, совокупности обрядов (убиение врага, добывание знаков воинской доблести, поражение тотема, жертвоприношение), предполагающих применение различных клинков, является коррида — бой быков. Испокон веков бык олицетворял жизненную силу, производительные силы природы, мужское начало, поэтому современная коррида — это «производное» от древних средиземноморских игр, в основе которых лежало ритуальное состязание с быком и жертвоприношение священного быка. Во время корриды применяются разнообразные клинки: шпага, бандерильи (острые пики с деревянным древком, увенчанным лентами) и пунтилья (кинжал, которым тореадор добивает быка).

Оружие в свадебных обрядах

Широкое применение находило оружие и в свадебных обрядах. Как правило, оно выступало в роли фаллического символа, мужского начала, мужественности — не случайно в Болгарии девушка, чтобы показать, что она принимает знаки внимания со стороны юноши, выхватывала у него из-за пояса нож. В Непале нож кукри является важным атрибутом жениха. В Дитмаршене, на севере Германии, отец невесты желал молодым многочисленного потомства в «присутствии» извлечённого из ножен меча или кинжала, выступавшего в качестве «гаранта» исполнения пожелания, а потом им же чертил на земле три креста перед входом молодой пары в церковь. К тому же символическое умыкание женихом невесты происходило после того, как жених старым мечом (в Венгрии — саблей) разрубал соломенную цепь, преграждавшую путь к избраннице. В Черногории, чтобы новобрачная рожала мальчиков, её провожали в дом мужа по ковровой дорожке, под которой лежали нож и мужской пояс. В Греции жених принимал участие в заклании скота для праздничного стола, используя специальный нож. На туркменских свадьбах непременным «участником» являлся нож джоухер; по поверьям, он был пронизан благодатью и обладал способностью светиться. В Индии клинки, как правило, входят в состав дара, посылаемого родителям невесты, а у народа нага в случае свадьбы вождя назначается очень высокая плата за жену — один, а то и несколько ножей дао.

Клинки для принятия родов

Клинки часто используются в родильной обрядности и в обрядах излечения больных. Например, в Турции, чтобы обеспечить женщине благоприятные роды, ей предписывалось перешагнуть через меч гази — мусульманского борца против неверных. Чтобы облегчить роды, в Малой Азии практиковался обряд раскрытия всех клинков и лезвий, включая ножницы, а в Италии и в Испании на одежде роженицы ножом разрезали все завязки, шнуровки и ленты. В мусульманских странах для выздоровления больного и облегчения страданий роженицы под подушку клали две иглы, нож и Коран. У народов Малой Азии для очищения от злых духов помещения, в котором находится недужный, призывали оджаклы — кузнеца (он считался также причастным к знахарскому знанию и почитался как покоритель злых сил) либо мусульманского служителя — ходжу или имама. Им надлежало взять в руки нож или меч и размахивать им, приговаривая: «Проклятые, быстро уходите!». Ходжа, имам или оджаклы должен был очертить острым клинком магический круг вокруг постели больного или роженицы, произнося молитвы или заклинания; при этом применялся либо специальный обрядовый «кара саплы бычак» («нож с чёрной ручкой»), либо «балта» (топор). К обряду «разрезания тыквы» традиционным большим ножом кятта прибегают синигалы Шри-Ланки, изгоняя демона из больного. Туркменские клинки джоухеры считались эффективным средством для достижения благополучия и здоровья, но носить их надо было постоянно; чтобы предотвратить головную боль и ночные кошмары, джоухер клали в изголовье. Кроме того, при помощи этого клинка проверяли, не отравлена ли пища: лезвием проводили над готовящимся блюдом или опускали его в подозрительную снедь, если оно темнело, пищу считали отравленной. Важная роль отводилась клинкам в обрядах, связанных с рождением ребёнка. Непальцы перерезали пуповину новорождённого только ножом кукри, являвшимся в повседневной жизни символом мужчины, оружием воинов; этот же нож клали под детскую кровать, чтобы отвратить злых духов. В Турции и Средней Азии пуповину перерезали ножом, бритвой, ножницами: после этого их не мыли и подвешивали к притолоке в сложенном виде, с закрытыми лезвиями. В Греции, некоторых регионах Кавказа, в Италии и Турции в зыбку ребёнка клали нож, ножницы, обломок серпа, меча, другие виды клинков, а пеленая ребёнка, между складками материи прокладывали обычный нож, игравший роль обрядового клинка. Такая практика в ряде областей Италии (например, в Лукании) дополнялась тем, что ребёнку на шею надевали ладанку с обломком лезвия или гвоздями: на них должны были бы напороться ведьмы.

Во многих культурах клинок служил знаком достижения наивысшего социального статуса мужчины, его становления как воина и продолжателя рода. Так, во всем Среднеазиатском регионе он являлся атрибутом мужчины, одним из элементов обязательной триады папаха — нож — пояс. В частности, в Туркмении очистительный обряд «сунет» знаменовал переход мальчика в возраст отрочества и был связан с обрезанием и первым усаживанием на коня; для подростка приобретали лошадь с полным снаряжением, шили новую одежду, обязательным элементом которой был пояс с подвешенным к нему ножом «гульбенд пчак». Важнейшую роль клинки играли в похоронной обрядности. Общепринятой во многих регионах, включая европейский, была практика отправлять покойного в последний путь в сопровождении оружия, в том числе клинков. В Индонезии, как и в некоторых районах Индии, клинки сжигали вместе с хозяином. У нага воина в мир иной сопровождал только тяжёлый боевой нож дао. Но если смерть наступала в результате несчастного случая, дао погибшего и всё достояние его семьи подвергалось табуации — их надлежало выбросить или уничтожить. В Непале старший родственник умершего несёт нож кукри без ножен во главе похоронной процессии. Поскольку туркменский нож джоухер обладал «карамат» (благодатью), его включали в число предметов (пшеница, серебряные изделия, в частности браслеты, соль), способных освобождать от греха, вследствие чего именно перед ними читали очистительную молитву после смерти человека.

Оружие как символ власти

Авторские ножиСреди коллекционного оружия, применявшихся в различных обрядах, важнейшую роль играл меч. Он являлся одним из основных символов власти, атрибутом господина; не случайно в европейской практике торжественное вступление во власть нередко сопровождалось опоясыванием мечом. В мифах и религиозных представлениях меч, как, впрочем, и все клинки, наделяется специфической семантикой, сводимой к противопоставлению жизнь — смерть, условную границу между которыми символизирует тонкое лезвие. В этой связи можно вспомнить «пламенный меч обращающийся»: с ним после грехопадения Адама и Евы был поставлен у врат рая херувим, охранявший путь к древу жизни. Топор также издавна служил оберегом и был участником различных обрядов. Например, у народов Севера его вбивали над притолокой у входа в дом для охраны жилища; функции талисмана и оберега выполнял топор у гуцулов, лемков, бойков. В Словении так называемые позвачины, созывавшие гостей на свадьбу и игравшие важную роль в свадебной обрядности, обязательно несли деревянные топоры, обёрнутые шкуркой ежа, чтобы отпугивать злых духов. В Нижней Лужице (Германия) на порог дома невесты при подъезде жениха клали топор и метлу: на лезвие злые силы должны были напороться, а пересчитывая прутья метлы — отвлечься от невесты. Кроме того, новобрачной, переезжавшей в дом мужа, надлежало переступить порог с лежащим на нём топором — оберегом дома. Многие народы с глубокой древности исповедовали веру в магическую «охранительную» силу волос, что придавало обрядовый характер процессам стрижки и бритья, равно как и инструментам, задействованным в этих процедурах. У некоторых народов Индии, например у нага, волосы обрезали ножом дао. Специальным ножом (имевшим обычную форму, но не «участвовавшим» ни в каких-других операциях) подстригали бороды и брили головы в Средней Азии. Ритуальное бритьё жениха, означавшее его переход в иную возрастную категорию и обретение нового социального статуса, присутствовало в свадебной обрядности греков, сербов, болгар, причём брадобрей работал либо опасной бритвой, либо — в соответствии с более древней традицией — специальным, очень остро наточенным ножом.

В нашем магазине вы можете купить авторские и эксклюзивные ножи самых лучших оружейников и кузнецов Европы. Все экземпляры представлено в разделе подарочные ножи.

Дата публикации:
Отзыв о магазине или подарке

Ваш опыт заказа в интернет магазине эксклюзивного подарка или сувенира.

Наверх
  • Мои закладки
  • Гарантии и возврат